История фамилии ГИНЗБУРГ





ГИНЗБУРГ (גינצבורג) - очень распространенная еврейская ашкеназская фамилия в России и за границей. Из множества форм этой фамилии наиболее часто встречается "Гинцбург", а затем также "Гинзбург" и "Гинсбург".

Впервые фамилия Гинцбург была зафиксирована документально лишь в начале XVI-го века. Этим прозвищем стали именоваться уроженцы города Günzburg (Гюнцбург). Традиция произношения "Гинцбург" возникла позже из-за варианта произношения идишской буквы "u" - точнее "ו - vav" - евреями Литвы и Западной Белоруссии: "i" вместо "u" (в отличие от евреев Украины и Румынии).

Город Günzburg (столица одноименного административного района) до настоящего времени сохранился в Германии (Бавария, Швабия). Город и район имеют богатую историю.

Вероятно, впервые евреи появились в Гюнцбурге в XII-ом веке. Во всяком случае, именно в это время евреи впервые отмечены в других городах этого региона.
С XIV-го столетия в благополучный городок прибывали евреи из соседних областей, изгоняемые властями из разных мест Швабии, например, из Ульма (Ulm) или Эттингена (Ettingen). Усилению общины в Гюнцбурге, очевидно, способствовало также переселение сюда евреев из Баварии и Вюртенберга, где они подвергались преследованиям в конце XV-го века. Еврейская энциклопедия ("Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем". Под общей редакцией д-ра Л.Каценельсона и барона Д.Г.Гинцбурга. т.6, с.523. Издание Общества для Научных Еврейских Изданий и Издательства Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург) сообщает, что сохранились свидетельства об активной деятельности и существовавшей организации евреев в Гюнцбурге уже в XVI-ом веке. Так в 1566 году евреи города обратились к императору Священной Римской Империи Максимилиану II (1527-1576, император 1564-1576) с ходатайством официально признать раввином Ицхака га-Леви, фактически состоявшего на этом посту в течение 30 лет: раввин не мог уладить раздоры, возникшие в то время между членами общины, пока не был официально утвержден.
То, что процветавшая община Гюнцбурга в то время пользовалась известностью, подтверждает и знаменитый раввин, талмудист Шломо бен Йехиэль Лурия - Рашаль (Raschal) (1510 - 1574?). Он особо отметил в респонсах (посланиях-ответах на религиозные вопросы прихожан) набожность и ученость местных жителей, одновременно удивляясь, что в такой набожной и ученой общине могли возникнуть распри. Также известно, что гюнцбургские раввины Иоганн Вайль (Weil) (около 1525), Исаак бен Иосиф Сегаль (Segal) (ок. 1530-1567/8), Якоб Райнер (Reiner) (после 1568) пользовались большим уважением среди еврейского населения всей Швабии. Во всяком случае, в XVI-ом веке Гюнцбург был важным центром южнонемецкого, а, может быть, и всего немецкого еврейства.
По свидетельству историка Франца Райсенауэра конкретных следов пребывания евреев в Гюнцбурге практически не осталось. Относительно гетто (в средневековом значении этого слова, то есть места компактного проживания, а не заточения евреев) исследователи имеют единое мнение - оно находилось между нынешними улицами Eisenhausgasse (Кузнечной) и Münzgasse (Монетной). Здесь предположительно располагались синагога и еврейская школа, но от них не осталось никаких следов. Также не осталось следов от еврейского кладбища. Возможно, что евреи хоронили умерших не здесь, а в соседнем городе Бюргау, но предположить, что в городе не было синагоги, просто невозможно. Правда, необходимо отметить, что и в других городах Швабии не сохранилось синагог, построенных ранее 1617 года (в Гюнцбурге в это время евреев уже не было).
Не осталось сведений об еврейских погромах или иных конфликтах. Возможно, их не было или воспоминания о них стерлись за годы мирного существования или даже процветания еврейской общины в городе. Сферы деятельности христиан и иудеев мало пересекались, и им нечего было делить. Евреи специализировались на денежных операциях, торговле и врачебной деятельности (сохранились данные о некой госпоже Морада, ставшей в 1542 году практикующим врачом). Свидетельством большой роли евреев в экономике является императорская охранная грамота семьям двух гюнцбургских евреев, служивших при императорском дворе (бургомистру предписывается "все их имущество охранять и защищать, не позволяя никому нанести им вред и ущерб").
Первое письменное упоминание об официальном притеснении евреев в Гюнцбурге относится к 1434 году. Позже, в 1559 году император Фердинанд дал городу своеобразную "привилегию" на изгнание евреев, однако мирное соседство христианского и иудейского населения продолжалось и после этого. Конец еврейской общине в Гюнцбурге положил вышедший в 1617 году декрет маркграфа Карла Бюргау. Карл был ярым католиком и не терпел иудеев. Декрет предписывал изгнать евреев за пределы территории маркграфства, причем исполнителями назначались монахи-капуцины. На совершение этой операции давался годичный срок. Поручение было скрупулезно исполнено. На этом история еврейства в Гюнцбурге фактически завершилась.
Декрет маркграфа Карла нанес большой вред не только евреям, но и городу в целом, нарушив налаженную экономическую жизнь, финансовые и торговые связи с другими городами и регионами. Правда, последствия сказались не сразу, так как уже на следующий год началась Тридцатилетняя война, имевшая сама по себе губительные и разрушительные последствия. Упадок города в период войны был неизбежен и при наличии еврейской общины. Однако послевоенное восстановление без участия евреев оказалось замедленным и трудным. Об этом можно судить, сравнивая ситуацию во второй половине XVII-го века в Гюнцбурге и соседних городах, где еврейские общины принимали активное участие в возрождении экономики.
В XIX-ом веке Гюнцбург стал баварским городом. Положение евреев изменилось в результате последовательных действий баварских властей. В 1813 году был издан специальный эдикт, предоставлявший евреям гражданские права. Но в Гюнцбург евреи более не вернулись. По адресной книге города по состоянию на май 2009 года среди жителей значится лишь один человек с фамилией Гинзберг (Ginsberg).

Наиболее заметная эмиграция евреев из Гюнцбурга произошла во Франкфурт-на-Майне. Или они сами, или городские власти стали называть вновь прибывших "гюнцбургцами" (Günzburger). Так возник многочисленный клан Гюнцбургов. Кроме того, представители Гюнцбурга появились в других городах Германии еще задолго до массового изгнания в 1617 году. Архивные данные подтверждают, что выходцы из Гюнцбурга отмечены в Аугсбурге еще в 1393 году, в Мюнхене - в 1411 году, Регенсбурге и Вормсе - в 1505 году, во Франкфурте - в 1543 году. Следует отметить, что Вормс и Франкфурт находятся весьма далеко за пределами южной Германии.
При оформлении официальной регистрации многие евреи, в память о прежнем месте жительства в графстве Бюргау, выбирали фамилии вроде Ульма-Гинцбург (иногда просто Ульма) или Эттинген. Самым знаменитым жителем Гюнцбурга в XVI-ом веке был коммерсант Шимон Гинцбург - от него и пошла эта форма семейной фамилии. Появились также Гюнцы и Гаупцы.

Сами по себе фамильные прозвища - феномен, чуждый традициям еврейства. У древних евреев (как и других народов Ближнего Востока) фамилий не было, они обходились именами, отчествами и уточнениями. К имени присоединялось слово "бен" (сын) или "бат" (дочь). Так как имена могли часто повторяться, то для более точного представления использовались географические ориентиры, названия профессий и личностные характеристики, которые также добавляли конкретики при узнавании. При этом каждый еврей должен был помнить имена своих предков минимум до седьмого колена.
Хотя в отдельных местностях Германии и Австрии в конце XVIII века доля евреев, имевших наследственные фамилии, была значительной, а в Пражской еврейской общине обладатели таких фамилий даже составляли большинство, все же большинство евреев Восточной и Центральной Европы все еще не имело наследственных фамилий до конца XVIII века. Тем не менее, необходимость упорядочения взимания налогов и рекрутской службы привела к тому, что на рубеже XVIII и XIX веков в Австрии (Австро-Венгрии), Российской империи и в германских государствах были приняты законы, обязывавшие еврейское население этих стран принять наследственные фамилии. После разделов Речи Посполитой в этих странах проживало свыше 90% всех ашкеназских евреев, так что подавляющее большинство современных фамилий евреев-ашкеназов восходят именно к этой эпохе.
Первым государством, в котором было введено обязательное присвоение евреям наследственных фамилий, была Австрийская империя. В 1787 году император Австрийской империи Иосиф II издал закон, по которому все евреи должны были иметь наследственные прозвища. Те евреи, которые уже имели фамилии, могли их оставить, а те, у которых фамилий не было, обязаны были взять себе фамилию, которая с этого момента становилась наследственной. Ограничений на выбор не было, но новые фамилии должны были утверждаться местными чиновниками, что сразу стало источником множества злоупотреблений: за хорошие благозвучные фамилии с евреев требовали деньги, а в случае отказа могли присвоить уничижительные, насмешливые или презрительные.
В России обязанность оформления фамилий для евреев, как и везде, установили под давлением властей, стремившихся поточнее зарегистрировать своих подданных. Изначально инициатором этой идеи выступил известный русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин (1743-1816), изучавший "еврейский вопрос" по поручению императора Павла I. При этом Державин настаивал на том, что еврейские фамилии должны звучать "на малороссийский лад" и отражать не только характер человека, но и отношение к нему властей. "Положение об евреях", в котором и устанавливалось обязательное присвоение евреям фамилий, было утверждено 9 декабря 1804 года в царствование Александра I уже после отставки Державина и без его участия. В 1850 году при Николае I евреям было также запрещено менять фамилии, даже в случае перехода в другую веру.
Большое количество еврейских фамилий имеют топономическую этимологию, что не удивительно, учитывая тот факт, что евреи часто оказывались переселенцами в других местах. При этом уже в первые годы с начала оформления документов фамилией "Гинзбург" стали пользоваться самые разные лица. В момент правительственной регистрации, многие люди, не происходившие из города Гюнцбург и не являвшиеся потомками, например, Шимона Гинцбурга, брали известное и популярное в еврейских кругах фамильное прозвище. В Польше, Литве и Украине появилось множество Гинзбургов, не имеющих ничего общего с выходцами из Баварии.
"Имеются среди Гинцбургов и левиты, и аарониды", - сообщает, та же старая Еврейская энциклопедия. Группа еврейских историков XIX-го века (Д.Маггид, Д.Кауфман, А.Гаркави и др.) опубликовала несколько исследований о роде Гинцбургов, в частности, о потомках швабского богача Шимона. Особый интерес к потомкам объяснялся просто: от этого корня происходили бароны Гинцбурги - фактические лидеры российского еврейства во второй половине XIX-го столетия.

На сегодняшний день фамилия Гинзбург и ее вариации - одна из наиболее распространенных еврейских фамилий в современной Европе и Америке.


ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  • Jewish Encyclopedia. New York & London:Funk, 1901-06 в 12 тт.
  • D.Rottenberg. "Finding our fathers: a guidebook to jewish genealogy". Random House, New York, 1977.
  • Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Под общей редакцией д-ра Л.Каценельсона и барона Д.Г.Гинцбурга. Издание Общества для Научных Еврейских Изданий и Издательства Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург: 1908-13 в 16 тт.
  • Российская еврейская энциклопедия. 2-е издание, -М.: 1994.
  • Город Гюнцбург (Гинзбург) в Германии и его однофамильцы. Составитель И.Гинзбург. -СПБ.: Копировальный центр "Восстания-1", 2009.
  • И.Б.Гинзбург. Однофамильцы. О людях с фамилией Гинзбург. -СПБ.: Изд-во Политехнического университета, 2007.
  • РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ГОРОД ГЮНЦБУРГ В 2016 году
  • gunzburg.pdf (325623 байт) - текст в формате PDF (для сохранения на Вашем компьютере перейдите на страницу с файлом PDF и нажмите CTRL+S или SHIFT+CTRL+S, для печати - CTRL+P)


  • С генеалогическим древом нашей семьи ГИНЗБУРГ
    Вы можете познакомиться     здесь


    Карта сайта