ПЕРМЬ. Командировка

13 - 16 мая 2015 г.

perm.pdf (79719 байт) - текст в формате PDF

(для сохранения на Вашем компьютере перейдите на страницу с файлом PDF и нажмите CTRL+S или SHIFT+CTRL+S, для печати - CTRL+P)

К архиву текстов и фотографий

В конец текста (на карту сайта)

Судя по всему, мои отдельные рассказы о командировке в Пермь создали у Вас не совсем верное впечатление. Например, узнав про бюст Пастернака в городском парке, установленный в связи с тем, что Пастернак в свое время год провел в Пермском крае, а также есть предположение, что Пермь - прообраз города Юрятин из "Доктора Живаго", Вы сделали вывод, что "Пермь во многих отношениях опережает столицу". Я бы так про опережение Пермью столицы смело не утверждал.
Город весьма запущен, хотя местные говорят, что сейчас стало получше (строят новые дома и т.п.).
Пермь позиционирует себя как культурную столицу Урала. С этим я бы тоже сильно не горячился, особенно на фоне Екатеринбурга.
Театр Оперы и балета (откуда балерина Павлова), конечно, есть, но попасть туда я не смог не по причине отсутствия билетов, а по причине отсутствия спектаклей (по крайней мере, в те несколько дней, что я был в городе). Есть большой Дом органной музыки. Однако, судя по афише на май-июнь, концертов запланировано 4(!!!), причем органных из них только 2. Правда, афиша нескольких встретившихся драматических театров существенно более насыщена.
Город достаточно прославился на ниве культуры в период, когда галерист Марат Гельман (сын драматурга Гельмана) создал в Перми музей Современного искусства (как пермяки, очевидно, справедливо говорят - единственный в России кроме 2 столиц). В период Гельмана на улицах появилось много любопытных инсталляций, городской скульптуры и т.п.
Через какое-то время в Перми сменился губернатор. Новый начальник, увидев на здании губернаторской резиденции сидящих на крыше красных человечков без головы, мягко говоря, удивился. Перед входом в здание стояли скамейки в виде букв, формирующих слово "ВЛАСТЬ", на которых все с удовольствием сидели. На площади перед зданием стоял огромный робот.
Короче говоря, губернатор все это велел убрать (в запасники гельмановского музея), на месте робота соорудили огромный орден Ленина (в честь награждения города в свое время). Орден Ленина на месте робота, на мой взгляд, гораздо смешнее, чем просто робот, но Гельман плюнул на все и из Перми уехал.
В городе осталось много другой скульптуры (огромная триумфальная арка-куб из хаотично сложенных бревен, где каждая грань являет собой букву "П" - Пермь; огрызок яблока из красного кирпича, покрытого зеленой плиткой; инопланетянин, сидящий на доме и т.д.). Однако денег на поддержание всей этой прелести никто не выделяет. Инсталляции потихоньку ветшают и разрушаются. Лучше всех сохранились металлические "Пермяк - солены уши" и "Легенда о пермском медведе".
Туристы, конечно, с удовольствием на скульптуры глазеют, но собственно жителям "культурной столицы" глубоко пофигу.
В музее, когда я приехал (он не в центре), меня удивила супер-серьезная охрана и личный досмотр на входе при полном отсутствии посетителей внутри. Правда, это может быть связано с тем, что в ближайшую ночь ожидалась так называемая "Ночь в музее", когда вход бесплатный и планируется множество интересных акций.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

В музее на 3 этажах была представлена огромная выставка Дмитрия Пригова. Сделано достаточно интересно. Пригов поражает разнообразием выдумок и жанров. Понравилась идея, когда экспонат-подлинник находится под стеклом, а рядом - копия, которую можно (и не жалко) трогать, поворачивать, листать и т.д. Я поинтересовался: "А что будет, когда выставка закончится?". Оказывается, своей экспозиции нет. Будут ждать (делать) новую выставку. Порадовало, что при музее работают разнообразные детские студии и кружки. В России детей вообще не учат искусству, тем более - современному. Здесь же явно этому уделяют внимание.
Еще я попал в Художественную галерею, расположенную в совсем неожиданном по сегодняшнем меркам месте - кафедральном соборе.
На первом этаже шла выставка "Молотов во время войны" (Молотов - бывшее название Перми). Выставка сделана в лучшем современном стиле с элементами инсталляций. Так как речь идет о тыле, то декорации представлены как оборотная сторона (тыл) фанерных ящиков. Через них (как в оконные щели) можно увидеть сцены и фотографии быта военных лет. Необычно и любопытно.
Второй этаж - русское искусство. Понемногу, но есть все, что придет в голову. Очень понравились марины Куинджи (не классическая "Ночь на Днепре", а "Ночь на море"). Третий этаж - западноевропейское искусство. Есть картина школы Рубенса, подлинник Йорданса и картины попроще, но тоже неплохо.
Ну и, наконец, на верхнем этаже - замечательная коллекция пермской деревянной церковной скульптуры, свезенной в музей со всего Пермского края. Очень интересная подборка. Но только христианская. От культуры вогулов (манси) ничего не осталось. Да и я бы об этом не стал задумываться, если бы с огромным удовольствием не читал романы замечательного пермского (хотя и родившегося в Горьком) писателя Алексей Иванова. Известен он стал благодаря экранизациям ("Географ глобус пропил" и "Царь" Лунгина с Мамоновым и Янковским, сыгравшим там последнюю свою роль). Но самые сильные произведения - это "Золото бунта, или Вниз по реке теснин" и, конечно, "Сердце Пармы", где я впервые прочел о той потрясающей культуре, которую уничтожило русское нашествие на северо-запад Урала, в Великую Пермь (Парму). Книги Иванова я в продаже видел, но как Шолохова или Астафьева местные жители земляка явно не чествуют.
Что мне понравилось в городе - это так называемая "зеленая линия", идущая через тротуары всего центра Перми. Честно говоря, она пообветшала и местами затерта, но разглядеть можно.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Идея следующая (сообразил я сам!). Если идти по этой линии, то приблизительно часа за 2 (у меня ушло именно столько) можно обойти все основные городские достопримечательности. На линии около 40 мест, где установлены информационные щиты с описанием рядом расположенного объекта ("Перед вами дом купчихи Ивановой, в котором находился приют для обездоленных, затем училище ваяния, а затем управление ВЧК" и т.д.). В основном речь действительно идет о купеческих домах, иногда весьма помпезных (у владельцев местных шахт и солеварен; камских кораблей и причалов), иногда попроще. Достопримечательности приведены в порядок, но все, что вокруг (тротуары и пр.), есть куда улучшать. Надо сказать, что, несмотря на то, что гордятся дореволюционными деятелями, большинство улиц по-прежнему носят имена коммунистических деятелей.
Продолжая тему культуры, не могу не отметить, что в городе есть итальянские, грузинские, японские рестораны. Но что касается русских, то увы: Совершенно случайно нашел пельменную, которая, правда, полностью реабилитировала пермяков по части уральской кухни, но все равно явилась лишь жалким островком на фоне чуждого нам (истинным патриотам!) общепита. Пельменная оказалась не столовкой, а весьма серьезным рестораном с обширным выбором не только пельменей, но и местного специалитета - пирожков-посикунчиков (что означает слово "посикунчик" объяснить никто не мог; даже Интернет кроме рецептов приготовления ничего не смог добавить по этому вопросу). Понравилось, что к классическим пельменям в комплект автоматически идет рюмка водки.
В рамках культурной программы удалось побывать в городе Кунгуре (это более 100 километров южнее Перми). Сам городок - классическая провинция, но при этом явно город, а не деревня. Очевидно, подражая Перми с ее уличными скульптурами, кунгурцам хватило ума выложить в центре булыжник и назвать его "Пуп земли". Приезжим, в свою очередь, хватает ума фотографироваться на его фоне. Почему-то установить что-нибудь содержательное, например, памятник шотландцу Родерику Мурчисону, открывшему в этих краях пермский геологический период палеозойской эры, кунгурцы не догадались.
Приехали мы, естественно, не из-за пупа, а из-за соседней деревни, где находится знаменитая "Кунгурская ледяная пещера". Интересно, что экскурсии туда проводятся аж с середины XIX века, а официально - с 1914 года! Очень гордятся тем, что здесь в свое время побывали члены царской семьи. Пещера действительно ледяная (предупреждают о необходимости брать теплую одежду, но за 100 рублей можно арендовать что-нибудь теплое на месте) и действительно красивая. Правда, за лето лед основательно подтаивает, но не до конца. Мы же приехали в идеальный период, когда уже тепло, но весна только наступила и весь наросший за зиму лед предстает в максимальном великолепии. По мере продвижения вглубь температура растет, и ледяные гроты сменяются гротами с водопадами, а затем и с озерами. В воздухе практически нет бактерий (внутри нет даже традиционных животных пещер вроде летучих мышей) и 100% влажность, хотя это особо не чувствуется.
Проблема всех природных объектов, оборудуемых для культурного посещения, в том, чтобы не превратить их в искусственные декорации (как, например, американцы с канадцами совершенно "убили" Ниагарский водопад). В Кунгуре устроители балансируют на грани фола. Я бы сказал, что ледяные залы они, все-таки, испортили дурацкой подсветкой, скульптурами изо льда и т.д. А вот в озерных гротах вкус возобладал. Хотя лазерное шоу в темноте пещеры показать норовят. На меня, кстати, гораздо большее впечатление произвело то, как выключили свет и продемонстрировали: что такое кромешная тьма. Действительно, собственную руку перед лицом увидеть невозможно!
В общем, подводя итог, можно сказать, что Пермь - неплохое, интересное место, но выводы о серьезном культурном и прочем лидерстве - несколько поспешны.

В начало текста

К архиву текстов и фотографий


Карта сайта