АЗЕРБАЙДЖАН

1974, 1975, 1979, 1984

Баку, Гянджа (Кировабад), Сумгаит, Мингечаур, Ханлар, Аджикенд


Впервые в Баку я приехал в 1974 году на научную конференцию, которая проходила в Академии Наук Азербайджанской ССР в помещениях Дворца ширваншахов. Заседания проходили среди изумительных лепных интерьеров. Секционные заседания там были самыми неформальными из всех мною виденных. Все сидели на стульях кружком и обсуждали каждое выступление. Как всегда, такое мероприятие сопровождалось экскурсиями и культурной программой. В тот приезд я побывал в очень интересном "Музее ковра", в Гобустане - районе в предгорьях Кавказа с наскальными изображениями разных эпох, начиная от мезолита (среднекаменного века). Здесь найдено около 4000 древних наскальных рисунков.
На следующий год мы объезжали Кавказ на туристическом поезде и, естественно, остановились в Баку. Осмотрели Дворец ширваншахов, Девичью башню - памятник азербайджанской средневековой архитектуры 12 века, памятник 26 Бакинским комиссарам.
В 1979 году мы с сыном отдыхали в Азербайджане. Сначала несколько дней жили в Баку и осматривали его окрестности, а потом пересекли на автобусе республику с востока на запад и отдыхали в горах на туристической базе в Аджикенде. В тот приезд мы много гуляли по Баку. Зашли в главную бакинскую мечеть, резиденцию главы мусульман Закавказья. Службы в это время не было. Кроме служителя и нас в мечети, кажется, никого. Этот служитель нас гостеприимно встретил, провел экскурсию, показал портрет пророка и зеленое знамя Ислама. Хотя откуда мог оказаться в мечети портрет пророка, непонятно, но он так назвал офорт с портретом мужчины в чалме, который хранился отдельно под стеклом и за занавеской. Задавать вопросы было неудобно. Обувь мы оставили за порогом, на улице, и она сохранилась. Ездили в поселок Сурханы, где сохранился индийский храм огня, возникший в 17-18 веках на месте "негасимых" огней - горящих выходов естественного газа. Храм поставлен на месте древнего святилища огнепоклонников-зороастрийцев.
По дороге на отдых мы проехали через Мингечаур, Кировабад, Ханлар. В Мингечауре купались не то в Куре, не то в водохранилище, но запомнился обжигающий ноги песок пляжа. То же было и на морском пляже в Баку. Такого ощущения жжения я больше нигде не испытывал.
Аджикенд находится в горах на склонах Муровдагского хребта Малого Кавказа в зоне альпийских лугов (на высоте 1300 м). Там очень красиво, недалеко заповедник с горным озером Гек-Гёль. Сравнительно недалеко расположен Горный Карабах и вблизи граница с Арменией, где позже шла война Армении с Азербайджаном за присоединение Карабаха. Недалеко от Аджикенда расположен небольшой городок Ханлар (в 15 км от Гянжи - Кировабада). В городе в мрачных краснокирпичных постройках разместился старый коньячный завод, и разливной коньяк был главной разменной валютой на местном рынке. Там же есть завод шампанских вин. Оказалось, что завод когда-то принадлежал немцам-колонистам, а сам город до 1938 года носил название Еленендорф. В этом городе будто бы прошли детские годы советского разведчика Рихарда Зорге. Жили мы на базе, где нас естественно кормили, но иногда рано утром мы с сыном убегали кушать горячий хаш в небольшое кафе у дороги. Все было очень дешево. Когда мы возвращались в Москву, в Кировабаде зашли на рынок, чтобы купить домой немного баклажанов в качестве сувенира. Мы попросили дать их нам на 1 рубль, и получили полный рюкзак - 50 штук, они продавались по цене 2 копейки штука.
В 1984 году я был с поручением Миннефтехимпрома на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе и меня принимал местный министр нефтехимии. Поэтому я жил в хорошей гостинице и опять много гулял по городу. Всегда было приятно пройтись по бакинской набережной.
В Баку пришлось быть в гостях у местных жителей. В один из приездов в Баку меня принимала мама нашего сотрудника. Кормили голубцами в виноградных листьях (долма) и рассказывали, что евреям можно без особых проблем жить среди многонационального населения Баку. Через несколько лет эта семья бежала в Израиль. Причем, слово "бежала" надо пронимать в самом прямом смысле.
А еще в Баку нас пригласил на ужин отец одного аспиранта. Мы знали, что семья азербайджанская и патриархальная; отец не общается с женой-армянкой нашего аспиранта. Поэтому ее присутствие на приеме мы не ожидали. Но у этого папаши, известного бакинского врача, был еще и женатый старший сын, и дочь-подросток, а жена скончалась. Мы долго думали, надо ли принести в дом цветы, но решили не рисковать. Придя, мы не увидели в доме ни одной женщины, которые были где-то на женской половине. У стола прислуживали мальчики. Если этот папаша был таким подвижником ислама, то интересно, как он воспринял, что все три его гостя были евреями. Там я впервые увидел и попробовал плов по-азербайджански. На столе стоял поднос с пресным отварным рисом, и каждый заправлял его в своей тарелке самостоятельно. А вокруг на столе стояли вазы и с мясом, и с курицей, и со сметаной, и со сладостями.

К архиву текстов и фотографий

К списку стран

Вернуться


Карта сайта