ГРУЗИЯ

ТБИЛИСИ и ЗАПАДНАЯ ГРУЗИЯ

1968, 1973, 1975

Тбилиси, Мцхета, Кутаиси, Цхалтубо, Поти, Махарадзе, Маяковский (Багдади)

В 1968 году в Тбилиси была Всесоюзная конференция по автоматическому управлению. Я тогда был в Тбилиси первый раз.
В Тбилиси мы поселились в только что отстроенной многоэтажной комфортабельной гостинице "Иверия", где жило большинство участников. У нас был номер с великолепным видом на старый город, старинную крепость Нарикала и монумент "Мать-Грузия". Все это ночью великолепно подсвечивалось. Напротив крепости, на другом берегу Куры возвышается памятник основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу. Сюда мы приходили во время экскурсии по городу. Через много лет, эту гостиницу отдали под общежитие беженцам из Абхазии, и на телевизионных репортажах из Тбилиси было видно, какой запущенной и ободранной она после этого стала.
В Тбилиси открытие совещания было в здании Верховного Совета Грузинской ССР на проспекте Руставели, перед которым потом происходили все события, потрясавшие Грузию. Именно на этом месте солдаты саперными лопатками разгоняли демонстрантов, там состоялась и революция роз. Заседания происходили в аудиториях Университета и в здании местного Университета Марксизма-Ленинизма. Это здание тоже на проспекте Руставели и знаменито тем, что на фасаде его сохранились барельефы, отражающие события из жизни Сталина, а внутри были соответствующие громадные панно. Чтобы скульптуры на фасаде не бросались в глаза, перед домом стояла стена высоких деревьев, закрывавших фасад от прохожих.
Вообще, в Грузии в 1968 году еще не было окончательно сформулировано отношение к культу личности Сталина. На Мтацминде - горе, возвышающейся в центре города, уже был демонтирован памятник Сталину, но сохранился его постамент, около которого была развернута фото-выставка, посвященная роли Сталина в Отечественной войне.
В Тбилиси официальное гостеприимство к участникам совещания было столь велико, что во всех главных ресторанах вечером для делегатов были забронированы столики. На столиках стояли флажки с эмблемой совещания, и если у посетителя был совпадающий с флажком значок, то его размещали с соответствующими почестями.
Так как открытие совещания было в понедельник, а мы прилетели в субботу, то у нас было почти два дня для прогулок. Наши приключения начались с того, что мы решили после размещения в гостинице поужинать в отдельно стоящем стеклянном ресторане. Мы там были втроем. Рядом с нами кушала молодежная компания, у которой на столе стояло много бутылок. В один неожиданный момент у них не то произошел конфликт, или они просто сговорились так закончить банкет, но бутылки полетели в громадное оконное стекло, а компания дружно выбежала из ресторана. У нас же все прически и все блюда оказались засыпанными стеклом. Конечно, мы были в шоке, уж очень неожиданно все это произошло. Прибежали метрдотели и официанты, с нас сдували пылинки и заново нам сервировали стол. Мы успокоились, хорошо поели и были растроганы уважительным обслуживанием. Но конец был неожиданным. Нам принесли счет, где все блюда надо было оплатить дважды. Когда мы сказали, что мы не должны оплачивать блюда засыпанные стеклом не по нашей вине, нам резонно ответили, что неужели мы хотим, чтобы их оплатила пожилая и нуждающаяся официантка. Мы не захотели разорять официантку и заплатили.
На следующий день мы рано утром пошли гулять, поднялись на фуникулере на гору Мтацминда, подошли к Пантеону писателей и общественных деятелей Грузии, здесь же могила А.С.Грибоедова, погуляли по парку. Я снимал виды и своих спутниц киноаппаратом, а им строго запретил общаться с местными кавалерами. Но мне пришлось на несколько мгновений отвлечься, чтобы перезарядить кинокамеру, и я обнаружил, что около них появился мужчина, который представился Жорой. Сходу, он предложил отвезти нас в Мцхету и показать нам храм. Я пытался от него отделаться, но неожиданно мои дамы согласились. И он обещал, кажется часа в 3, ждать нас около "Иверии". Я был счастлив, что мы от него отделались, и мы продолжали прогулку. Однако, когда мы вернулись в гостиницу, нас ждал переодевшийся в строгий костюм наш новый знакомый с машиной и шофером. Нам отговориться не удалось, и мы поехали на экскурсию в Мцхету. Мцхета - это древняя столица Грузии, где сохранились археологические и архитектурные памятники. Вблизи храм Джвари 6 в., кафедральный собор Свети-Цховели 11 в. Наш новый знакомый оказался способным нам обо всем что-то рассказать.
После экскурсии он нас пригласил в загородный ресторан, который он тщательно выбирал, беседуя около каждого с выходящим к нему на улицу метрдотелем, пока мы сидели в машине. Все это может быть любопытно, если вы никогда не пользовались грузинским гостеприимством (Жора был армянином). Мы расположились в отдельном зале, дверь в который осталась открытой. Туда заехала официантка с сервировочным столиком и спросила, что подавать, и получила ответ: "Все!". Все переставили со столика на наш стол. Из множества блюд я запомнил мягчайшего жареного поросенка и какие-то блюда с орехами. А потом был великолепный шашлык. Все это надо запивать сухим вином, которое подали из расчета 2 бутылки на человека и одну бутылку шоферу Мы это все мило поели и выпили. После окончания банкета я пытался расплатиться, но от моих денег с негодованием отказались. Все кончилось благополучно. Вечером мы пошли гулять. Прогулка завершилась в Оперном театре, куда нас пустили без билетов, так как мы попросились посмотреть интерьер, а не слушать оперу. Но нам открыли пустующую ложу и пригласили на спектакль.
На следующий день начались доклады. Знакомство с Жорой кончилось тем, что он предложил сделать на память любой подарок, и предложил лаковые туфли, но моя супруга попросила миниатюрную книжку Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре", которая была издана в Тбилиси незадолго перед этим. Тираж был давно распродан, но через два дня Жора принес нам даже два экземпляра этой книжки.
Мы вечерами много гуляли по городу, побывали в двух синагогах, грузинской и ашкеназской, а утром ходили кушать хаш.
В 1975 году мы всей семьей приехали в Тбилиси на туристическом поезде, совершая обзор республик Кавказа. Мы опять обошли город и убедились, что он по-прежнему очень хорош. Погуляли по проспекту Руставели.
В 1973 году я отдыхал на туристической базе в поселке Уреки в Аджарии и оттуда совершал поездки по Западной Грузии - Колхиде. Сюда стремились аргонавты. Поти один из старейших городов Грузии. Сейчас это порт, но и есть неплохой пляж. Кутаиси - университетский город на реке Риони, главной реке Колхиды. Цхалтубо - курорт, где ваннами из минеральных источников лечили больные ноги Сталин и мой тесть. Махарадзе (Озургети) - небольшой районный центр, а Маяковский (Багдади) - городок, где родился поэт. Был там в небольшом мемориальном доме-музее. Думаю, что последние города уже переименованы, так как, например, Ф.И.Махарадзе был коммунистом и политическим деятелем.

К архиву текстов и фотографий