ИЗРАИЛЬ - ПАЛЕСТИНСКАЯ АВТОНОМИЯ

9 - 30 января 2000 г.

israel.pdf (125071 байт) - текст в формате PDF

(для сохранения на Вашем компьютере перейдите на страницу с файлом PDF и нажмите CTRL+S или SHIFT+CTRL+S, для печати - CTRL+P)

К архиву текстов и фотографий

В конец текста (на карту сайта)

После посещения в 1998 году Китая мне хотелось восполнить еще одну брешь в образовании - побывать в Израиле. Израиль, как родина трех основных мировых религий, всегда представлял для меня определенный интерес. Кроме того, Израиль стал пристанищем для многих родных и друзей, с которыми судьба развела на многие годы, и воспользоваться возможностью увидеть их в новой среде обитания тоже очень хотелось.
Трудно было сформировать коллектив и выбрать время поездки. Ехать я хотел с Янной, которой из-за больных ног трудно совершать длительные пешеходные прогулки. Но я также знал, что в 2000 году у нее кончается срок действия заграничного паспорта, и оформление нового может затянуться на многие годы. Нам с Сашей постепенно удалось уговорить ее на поездку. В конце концов, мы выработали основные положения нашего турне: я езжу на экскурсии один, а вместе мы ездим и гуляем там и так, как позволит ей состояние здоровья. При этом пользуемся всем доступным транспортом, чтобы уменьшить хождение и увеличить радиус перемещения. Так мы в дальнейшем и поступали, хотя все опасения Янны, к сожалению, оправдались.
Время для поездки пришлось назначить на январь, хотя все пугали, что израильские зимы характерны длительными проливными дождями, которые могут испортить все впечатление от поездки. Но ехать во время летней жары мы не рисковали, а осень и весна заняты преподаванием. Январь и начало февраля - это время студенческих каникул, и поездку можно было приурочить к этому моменту. Так мы и поступили, о чем ни разу не пожалели. Все три недели нашего пребывания в Израиле стояла солнечная сухая погода с температурой 18-20 градусов. Зонт мы раскрыли всего один раз перед отъездом, а случавшиеся погодные катаклизмы (ураганный ветер в Ашдоде, снегопад в Иерусалиме и дождь в Эйлате) нас практически не затронули.
Продолжительность поездки определили в 3 недели, так как за меньший промежуток времени съездить на желаемое количество экскурсий и встретиться со всеми родными и друзьями было бы нереально.
Оформление израильской визы в России сейчас не представляет особых трудностей. Нужно иметь незаверенную ксерокопию удостоверения личности израильтянина, у которого предполагается провести время, заполнить простенькую анкету, в которой также задается вопрос: где и у кого ты собираешься жить, а также приобрести медицинскую страховку. После этого можно идти в консульский отдел посольства Израиля. У посольства рано утром собирается очередь. Нам очередь в 6 часов утра любезно занял молодой человек, торгующий страховкой, которая стоит 77 центов за день пребывания в стране для лиц до 65-летнего возраста, а потом цена удваивается (сумма страхования $30000). Отстояв ее, мы ответили на вопросы сотрудника консульства и во второй половине дня получили паспорта с визами.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Сама поездка в Израиль на Боинге израильской аэрокомпании Эль-Аль прошла очень хорошо, а формальности прохождения двух таможен, пограничных кордонов и охранной службы авиакомпании нас практически никак не затронули. Забегая вперед, можно сразу сказать, что таможенный контроль, и он же охранный, при выезде из Израиля с аэропорта имени Бен-Гуриона был весьма дотошным и грубым. Так как, пропуская вещи через рентген, они не смогли разобрать содержание нескольких пакетов с подарками, упакованных в магазине в фольгированную или какую-то другую плотную бумагу, то таможенная девица попросила открыть чемоданы, перерыла их, нашла соответствующие пакеты и без всякой деликатности вскрыла их. Убедившись в безобидности вложений, она наклеила на чемоданы необходимые бумажки, подтверждающие их безобидность, а нашу лояльность. После этого груду разбросанных вещей надо было заново упаковывать. Упакованные чемоданы оставили нам еще на пару часов до посадки. Террорист туда за это время мог бы вложить уйму бомб и контрабанды. Но честный человек так поступить не смог бы, так как всех устно предупреждают, что ничего в просмотренный чемодан класть нельзя. Позже непосредственно перед посадкой в самолет при прохождении через магнитную петлю в сумочке у Янны был обнаружен и изъят крохотный ножик.
После прибытия в Израиль, встречи и доставки нас к месту проживания, в Ашдод, первым встал вопрос об организации нашей "культурной" программы. Надо было купить путевки на экскурсии. Оказалось, что этот бизнес там организован блестяще. Существует несколько крупных русскоязычных конкурирующих между собой фирм, предлагающих примерно одинаковый набор экскурсий. Главным достоинством их является то, что они собирают утром экскурсантов со всех городов страны, свозят их в одно место, обычно в Тель-Авив, там распределяют по маршрутам, а вечером таким же образом развозят по всей стране. Работают они пунктуально, расписание перевозок выдерживается с минутной точностью. Заказ можно осуществить по телефону. Предлагаются скидки. Получив заказ на три экскурсии, четвертую дали бесплатно (бонус в 105 шекелей или около $25). Фирма Якова Меерсона, услугами которой мы воспользовались, арендует весьма хорошие туристские междугородние автобусы, обладающие четырехзвездочными удобствами (нет только бара и туалета, а телевизор иногда есть). Лекционный уровень достаточно высок, рассказы содержательные, на вопросы экскурсовод отвечает свободно, не пытается открутиться. Так получилось, что нас все время возил один и тот же гид - Ицхак. Он из Ялты, имеет израильскую лицензию. У него хороший, грамотный русский язык.
Вообще автобусный транспорт в Израиле очень развит и в весьма приличном состоянии, хотя стоит дорого. По стране, даже в городах ходят автобусы в исполнении, предназначенном для дальних поездок. Обычно имеются глубокие мягкие кресла. Местная особенность заключается в том, что остановки не называются, а автобус тормозит на остановке только по требованию, после нажатия пассажиром кнопки. Так как маршруты весьма запутаны, то поездка по новой трассе становится опасным приключением. Зайцев нет, так как войти в автобус можно только заплатив деньги или предъявив абонемент-картис, которым мы обычно и пользовались. Для пенсионеров есть 50% скидка, и мы ею тоже иногда пользовались.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Я хотел посмотреть исторические достопримечательности: иудейский и христианский Израиль, а если удастся, то и мусульманский. Оказалось, что практически всеми предлагаются следующие экскурсии: Иерусалим христианский, Иерусалим иудейский, Галилея христианская, Мертвое море и Эйлат. Чем мы и воспользовались (первые три я один, а последняя вдвоем). Иерусалим 3-х религий - единственный тур, который посещает мусульманские мечети на Храмовой горе, в эти дни не предлагался, также как и поездка на Голанские высоты. В Яффу и Хайфу я не поехал, так как не хватило времени. Потом выяснилось нечто удивительное: приезжие евреи не интересуются еврейской историей. На такие экскурсии записывается не более 5-6 человек, и их заменяют на обзорные экскурсии по Иерусалиму. На нее попал и я. Таким образом, я посетил полный набор христианских святых мест, и кое-что из иудейских, а до мусульманских добраться не смог.
В итоге я был в:
- Храме Благовещенья и в Церкви св. Иосифа (над мастерской) в Назарете,
- Храме Рождества (там пещера Рождества и ясли Христовы) в Вифлееме,
- месте свершения Христом первого чуда (превращение воды в вино на свадьбе) в Кане Галилейской,
- Храме умножения хлебов и рыб (месте, где Христос накормил 5-ю хлебами и 2-мя рыбами 5 тысяч человек) в Табхе на Галилейском море (озере Кенерет),
- монастыре и храме на горе Блаженства (месте произнесения нагорной проповеди) в Магдале (родине Марии Магдалины),
- на месте исцеления бесноватого и слепых в Капернауме (деревня Наума),
- Сионской горнице (месте Тайной вечери) в Иерусалиме,
- Гефсиманском саду и Церкви всех народов (на месте молитвы Христа и поцелуя Иуды) в Иерусалиме,
- Храме Гроба Господня (там находятся Голгофа - место распятия и Гроб Господен, а так же могила Адама) в Старом городе Иерусалима,
- Церкви могилы Девы Марии на Масличной (Елеонской) горе в Иерусалиме,
- современном месте массового крещения в Иордане (за плотиной озера Кинерет) в Маагане или Иорданите.
Все эти храмы, базилики и церкви в связи наступлением 2000 года отреставрированы и находятся они в очень приличном состоянии. Довольно много паломников. В январе были там лидеры православия, а в марте ожидается Папа Римский. Мы как-то сначала недооценили момент нашей поездки, главное, чтоб наплыв туристов не помешал приобретению нами билетов на самолет. На месте интересно было наблюдать Иерусалим-2000 и прочие святые места в такой исторический момент.
Во-первых, Вифлеем, Назарет, Иерусалим украшены плакатами, гирляндами и иллюминированы, а во-вторых, множество туристов всех цветов и оттенков кожи заполняют храмы. В Храме Гроба Господня на Голгофу стоит очередь. Это не паломники, а именно туристы с камерами, прочей аппаратурой и бутылками с водой. Но все покупают свечи, что-то освещают, а в Иорданите даже в крестильных рубашках ныряют в Иордан. Евреи тоже с удовольствием ходят по святым местам, а некоторые тоже запасаются святой водой, свечами и пр. А в третьих, впечатляет обилие сувениров на евангельские темы. Цены приличные, но варьируются в весьма широком диапазоне на одну и ту же вещицу у разных продавцов. Можно торговаться, если хватит знаний языка или других выразительных средств.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Из мест, связанных с историей евреев, я увидел только:
- Стену Плача (сохранившийся фрагмент стены Второго Храма) и молельню при ней, находящуюся за т.н. "аркой Вильсона" - частью моста, соединявшего при царе Ироде Храмовую гору с городом - в еврейском квартале Старого города в Иерусалиме,
- раскопки города Давида и крепость Давида в Иерусалиме,
- легендарную могилу царя Давида на Сионской горе (на первом этаже того же дома, где состоялась Тайная вечеря Христа), в этой синагоге молились евреи, когда им нельзя было пройти в Стене Плача,
- могилы Авессалома (сына Давида) и пророка Захарии у подножья Масличной горы,
- Геенну огненную - глубокую долину или ущелье около Сионской горы,
- копи царя Соломона и Соломоновы столбы в пустыне Негев в национальном парке Тимна,
- гробницу Рахели, любимой жены Яакова, около Вифлеема,
- ханаанский город Содом и соляной столб - жену Лота,
- пещерный город есеев - Кумран на берегу Мертвого моря,
- крепость Масада, построенную на скале у Мертвого моря царем Иродом и захваченную римлянами, - символ героизма еврейского народа,
- еврейский квартал Старого города Иерусалима с интересным комплексом старинных синагог,
- Яд ва-Шем - музей, посвященный Катастрофе, в Иерусалиме.
Многое пришлось увидеть издали (копи царя Соломона, Соломоновы столбы, соляной столб в Содоме, Кумран и Масаду), так как в горы мы нигде не поднимались, а что-то видели, стоя рядом с объектом на улице и слушая экскурсовода (старинные синагоги и гробницы). У христиан это налажено лучше. Сувениров на древнееврейскую тематику нет вообще.
Около Стены Плача, где я был дважды, было довольно много молящихся или просто беседующих между собой ортодоксальных евреев, но практически не было простых людей, пришедших поклониться и постоять у святыни. Правда, в щелях между камнями, из которых сложена стена, видно множество засунутых туда записочек с просьбами к Всевышнему. В одно из посещений я видел школьников, слушавших невдалеке от Стены пояснения учителей. Никакой ауры святости места я не почувствовал, хотя и добросовестно старался.
Вокруг площади у Стены стоит охрана, натянута колючая проволока. Вход через металлоискатель. Экскурсоводы всем напоминают, что около Стены есть бесплатный туалет. Над площадью у Стены находится смотровая площадка, откуда единственный доступный вид на Храмовую гору. Поэтому, стоя над Стеной Плача, выслушивают рассказ о мусульманских мечетях Омара и Аль Акса, построенных на горе. Все как и на других экскурсионных объектах.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Интересно задуман и выполнен музей и институт истории Катастрофы - Яд ва-Шем. Основной павильон рассказывает об истории европейского еврейства с 20-ых по 40-ые годы, но почему-то только на примере Германии и Польши. Об Украине (Бабий яр), Белоруссии, Литве или Северном Кавказе упоминается вскользь или вообще выставочных стендов об этом нет. Зато большое впечатление оставляет Мемориал в память 1.5 миллионов погибших детей. Впечатляет само построение памятника. Совершенно темный лабиринт, освещенный сотнями свечей (в действительности свечей только семь, но есть система зеркал), на стенах портреты детей и диктор называет их имена.
Рядом аллея Праведников - молодой сад, под деревьями таблички с именами. Вот здесь неожиданно много народа, детей, солдат.
Поездки на экскурсии и посещение знакомых позволили увидеть большую часть страны. Я был на берегу всех четырех морей Израиля: Средиземного, Красного, Мертвого и Галилейского. Пересек плодородную долину Аялона и Израильскую долину, холмы Самарии, Иудейские и Назаретские горы, Иудейскую пустыню и пустыню Негев.
Поражают природные контрасты. Видно как засушливую или заболоченную землю превратили в житницу. Вдоль дорог видны поля зерновых, овощных, садовых и прочих культур, виноградники или прудовые хозяйства. Особенно меня поразила технология выращивания цитрусовых: апельсинов, мандаринов, лимонов и прочих грейпфрутов. Вдоль дороги расположены участки, на которых стоят деревья с разной степенью зрелости плодов. На первом участке их только убрали, на втором они созрели и готовы к сбору, на третьем они только желтеют, а на четвертом совсем маленькие и зеленые. И каждый раз рассказывается детективная история: то за деньги барона Ротшильда в принадлежащую Турции Палестину для осушения болот контрабандой завозятся тысячи молодых эвкалиптов, то нелегально, вопреки англичанам, ввозятся и разводятся какие-то особо плодоносящие финиковые пальмы и т.д. Всюду видны системы орошения. Даже в городах к каждому газону или клумбе подведены трубочки с капельницами.
В арабских районах зелени мало. Народ трудится на стройках и в промышленности, а бедуины на глазах у всех пасут стада баранов и верблюдов.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Мы остались вполне довольны трехдневной поездкой в Эйлат, курортный город на берегу одноименного залива Красного моря. На картах всего мира он называется Акабским по имени расположенного рядом Иорданского порта. У нас был вполне приличный номер в 4-хзвездочном отеле, двухразовое питание - шведский стол. Курорт расположен на краю пустыни и самостоятельно там ничего не растет. Но идет большая стройка. Одновременно строятся десятки отелей. Там же создается центр ювелирной торговли эйлатским камнем и бриллиантами. Всех возят на фабрики и магазины. Цены весьма высокие, но Янна получила в подарок простенькие гранатовые сережки. Я был на таком же комплексе в Нетании (программа стандартная: рекламное кино, пара рабочих мест гранильщиков, дорогой магазин со скидками для экскурсантов).
Главное - море. Но при нас никто не купался, даже прошел небольшой дождик (говорят, что если в Эйлате идет дождь, то или это не Эйлат, или таково ваше еврейское счастье). Мы посетили широко известную и разрекламированную подводную обсерваторию. Там действительно очень интересно и красиво. Коралловый риф окружает подводный павильон, и можно наблюдать естественную жизнь разноцветных и разнообразных рыб, населяющих риф. Но особенно хорош зал, где в аквариумах живут фосфоресцирующие кораллы. Там совершенно нет искусственного освещения, и оказываешься в окружении причудливых огней морского дна. Это действительно впечатляет. Бассейны с акулами, скатами и черепахами в кино, которое мы видели в Москве, казались огромными, а здесь оказались весьма скромными по размерам.
Дорога в Эйлат тоже была очень интересной, так как мы много часов с остановками двигались от Иерусалима на юг вдоль берега Мертвого моря. Здесь-то мы и увидели Кумран, Масаду, Содом, пляжи и соляные столбы, пустынные скалы и рощи финиковых пальм, стада бедуинов и заповедник библейских животных. Когда спускаешься на машине к Мертвому морю, на скалах у дороги расположены указатели высоты относительно мирового океана, и видно как все ниже и ниже ты оказываешься. Здесь же расположена цепь из химических комбинатов.
Очень понравилась архитектура новых городов. Новое строительство ведется по плану. Существует несколько принципов строительства: строится город там, где сейчас пусто, но место упоминалось в библии, или строится город рядом с крупным арабским поселением (так рядом с арабским Назаретом построен еврейский Новый Назарет), или на пустынных дюнах средиземноморского побережья, где можно создать инфраструктуру для туризма и отдыха. Новые города - светлые, просторные, зеленые. Рядом стоящие дома отличаются расположением и формой балконов, что очень освежает городской пейзаж. Строятся не просто дома, а целые микрорайоны со своими торговыми центрами, школами и синагогами. Дома имеют остроконечные крыши, на скатах которых размещаются солнечные батареи, обогревающие воду для хозяйственных нужд. Это и красиво и технологично. Такой город Ашдод, так развивается Ашкелон и другие города побережья. Старые дома (70-ых, 60-ых годов) однообразнее. Там, где есть свободное место и право на реконструкцию - опция, во всю ведется пристройка балконов, каких-то дополнительных комнат, и дома становятся не только удобнее, но и красивее. Обычный дом, например местная небогатая вилла, из-за жаркого климата - белый домик, с крохотными окошками, закрытыми белыми жалюзи, этакий белый кубик. Но если он оснащен архитектурными излишествами: балконами, портиками, садом и солнечными батареями на крыше, то он вполне хорошо смотрится. Это относится и к многоэтажным (10-12 этажным) домам.
Старые города, например Петах-Тиква, более традиционны. Дома стоят рядами вдоль улиц, имеют по 3-4 этажа и требуют ремонта фасадов. Караваны или бараки (нам показалось, что это трущобы) мы видели только в Араде - небольшом городке в центре пустыни Негев.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Большие приморские города, такие как Тель-Авив или Нетания, зеленые, с набережными, фонтанами, красивыми торговыми улицами, и если стать спиной к небоскребам, то напоминают Одессу или Киев в их лучшей части (Пушкинскую или Владимирскую улицы).
Внутри могоквартирные дома вполне были бы удобны для проживания, если бы сырость и холод не донимали жильцов. Центральное отопление есть только в немногих домах Иерусалима, а системы кондиционирования работают у многих плохо. Полы всюду покрыты синтетической плиткой и зимой просто ледяные (возможно в жару это приятно, но мы этого испытать не смогли).
Квартирная проблема волнует многих, так как приобретенное или снимаемое жилье многих не устраивает. Или семья увеличивается, дети растут и не хватает спален (спать в т.н. салоне считается неприличным), или в доме нет лифта, а годы идут и без лифта жить трудно, и еще множество других причин. Смена уже купленной квартиры связана с продажей старой и покупкой новой, а за обе операции надо платить большие налоги, что всем весьма затруднительно. Все решается чаще всего за счет ухудшения района проживания, где жилье дешевле и разницу можно потратить на оплату налогов.
Мы убедились, что люди, приехавшие из разных стран, не составляют единое общество. Они замкнуты в отдельные землячества: русское, марокканское, грузинское, эфиопское, польское и т.д. Даже синагоги у всех разные. Нам показали: "Это марокканская синагога, мы ходим в другую". Да и трудно себя убедить, что этот лиловый негр - еврей. Мы же в стране евреев неожиданно превратились в "русских". Правда, дети-школьники и молодежь, прошедшая армию, проходят определенную адаптацию, но, наверное, только 3-ье поколение при хорошем стечении обстоятельств сможет из русских стать израильтянами. Интересно, что израильтяне - это те же русские, но приехавшие в страну лет 30-40 назад (или потомки приехавших 70-80 лет тому назад) - уже не хотят вспоминать свои корни и принять на бытовом уровне в свою среду вновь прибывших. Кроме всего прочего они говорят: "А где ты был, когда я лежал в окопе, и на меня шли египетские (сирийские) танки?" Мемориалы эпизодам последних войн постоянно встречаешь во время поездок.
Из случайных рассказов узнаешь, что практически вся обслуга общественных туалетов состоит из русских (и это так и оказалось). Бригада водителей мусороуборочных машин укомплектована несколькими докторами физ.-мат. наук (они контактируют друг с другом и помогли приятелям с устройством на работу). Множество прорабов и бригадиров на стройках тоже русские, но стройрабочие - арабы. Хотя все признают, что русская научная и техническая мысль существенно подняла уровень науки и техники в стране. Весьма многих угнетает невостребованность, но проблема освоения языка у вновь прибывших олимов с высшим образованием (чтение и письмо) стоит весьма остро.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

В то же время имеются все условия для поддержания автономной жизни внутри землячества. Существуют русскоязычные фирмы, магазины, видеопрокат, газеты, радио, телевидение, туристические фирмы и даже политические партии. Популярный еженедельник "Русский израильтянин", где печатают программы русских телепередач, издает "Московский комсомолец", а члены общественного совета издания - Кобзон и Горбачев. Даже подготовить ребенка к ритуалу Бармицве в синагоге можно на русском языке. А если в поликлинике есть пара русских врачей, то жизнь полностью комфортна. Надо иметь силу воли и определенные способности, чтоб выйти из этого заколдованного круга. В стране есть городские районы и даже целые города, считающиеся русскими. Множество людей общаются только с себе подобными.
Ко мне в Центральной автобусной станции Тель-Авива (а это многоэтажный лабиринт из посадочных платформ, магазинов и кафе) обратился мужчина лет пятидесяти, внешне похожий на сельского таджика или туркмена. В руках у него была громадная булка, которую он ел. Он поинтересовался, говорю ли я по-русски и спросил, где выход в город. Стояли мы около большого ярко-зеленого табло с надписью "Выход" на двух языках (иврите и английском). Я ему показал на него, а он пожаловался, что уже несколько часов не может найти выход, а сам он из Беер-Шевы и приехал навестить в Тель-Авив брата.
Все стремятся обращаться только с земляками. В трудный момент всегда найдется кто-нибудь из Союза. В магазине, если ты смотришь по сторонам, тут же кто-нибудь спросит по-русски: "Вам нужна помощь?"
Трудно было понять сложную систему выплат, получаемых олимами, но все материально обеспечены. Просящих милостыню видели только около Стены Плача. Говорят, что на пенсию прожить можно. Но рассказывают, что существует множество путей как-нибудь увеличить свои доходы. Например, "снимать" жилье у своих детей и получать деньги на съем квартиры. И конечно работать без официального оформления, так как работающий пенсионер имеет ограничения на уровень заработной платы. Я все говорю о пенсионерах, так как среди них чаще всего приходилось вращаться. Молодому человеку можно оформиться безработным и пойти учиться, тогда получаешь пособие год-два, пока продолжается учеба.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Интересно, что выходцев из СССР, живущих в разных странах, тянет друг к другу. В экскурсионном автобусе создавалась модель некого русскоязычного интернационала, так как там собирались приехавшие в Израиль, евреи со всего мира. На одной экскурсии одновременно были жители (а может быть уже и граждане) США, Австралии, Германии, Украины, Молдавии, России и, конечно, Израиля. Все рассказывали свои истории, но и активно интересовались вестями из России. Севший рядом со мной старичок-американец через 2 минуты сказал, что у него ко мне есть мучающий его давно вопрос: "Почему поссорились Ельцин с Лужковым?" В то же время их представления о нашем быте весьма относительные. Им трудно поверить, что в магазине в Москве покупку упаковывают в пакет, или что в метро безопасно ехать в хорошей шубе и шапке, или что в продаже есть йогурт. Одновременно их поражает, что в России в переводе на твердую валюту пакетик этого йогурта стоит 10-20 центов - как все дешево! (в Израиле он стоит около 75 центов). Надо рассказывать им об уровне оплаты труда в России. Их интересует политика, а не быт, от которого они уехали. Типичные "пикейные жилеты".
Политическая жизнь в Израиле удивительно напоминает соответствующую жизнь в России, а может быть во всех "демократических" странах. Основные темы в печати и на радио:
- президента - в отставку, так как он взяточник и не уплатил налоги, а он отвечает: не пойду, хотя, может быть, я что-то и нарушил;
- премьер-министр обманщик и взяточник, он отдал Голаны, а страна знает только то, что говорит пресс-служба премьера, и это все ложь;
- члены Кнессета должны отказаться от льготного повышения зарплаты, у них коэффициент индексации за 99 год в 5 раз выше, чем у учителей и врачей;
- учителя во время нашего пребывания 2 недели бастовали, требуя повышения зарплаты на 15%, так как их зарплата ниже среднего прожиточного уровня (потом забастовали докеры в Ашдоде).
Особенность местной жизни - наступление клерикалов. В Беер-Шеве члены городского совета требуют закрыть 20 магазинов, торгующих некошерным мясом. Ответ граждан устами также члена этого совета (даже председателя) - дайте нам кошерное мясо бесплатно, а мы постараемся к нему постепенно привыкнуть. Молодежь, вернувшаяся с военной службы, за это время привыкает к кошерной пище. Оказывается, что обескровленное мясо суше и имеет другой вкус.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Арабы - особая проблема. Вся страна разделилась на протестующих и одобряющих возврат Голанских высот Сирии. Но впечатление такое, что все - против, и только правительство - за. Города, дороги, машины покрыты плакатами протеста. При нас около 150 тысяч израильтян собрались на митинг в Иерусалиме в защиту Голан.
За три недели нашей поездки было два террористических акта, и мы видели, как боевые самолеты один за одним взлетали и направлялись бомбить Ливан. Как-то мы около Назарета стояли на шоссе, пока полицейский робот ворошил подозрительный предмет. Все обошлось и движение возобновилось. В районы палестинской автономии въезд машин свободный, а въезд палестинских машин в Израиль - только по предъявлению документов (видел сам в Вифлееме). У палестинцев своя полиция, номерные знаки на машинах и т.д. Заехать самостоятельно в арабский район или город, сесть в такси, где за рулем араб, подавляющее число граждан панически боится.
Арабы тоже бывают разные. Рядом живут арабы-христиане и мусульмане, между которыми свои противоречия. А есть еще и друзы, потомки черкесов-мамлюков и т.д. Христиане имеют более высокий образовательный и культурный уровень. Строятся целые города белоснежных арабских вилл, отличающихся плоскими крышами и некоторой хаотичностью планировки улиц. Смотрятся такие поселки на склонах холмов - изумительно.
Интересно противостояние христиан и мусульман в Назарете. В преддверии Рождества и предстоящего приезда в Назарет Папы Римского перед Храмом Благовещенья решено было создать стоянку машин. Начали сносить лачуги, но оказалось, что там расположено захоронение какого-то почитаемого мусульманского святого. Но Назарет город арабский, и население решило построить на этом месте гигантскую мечеть с четырьмя минаретами, которые должны быть выше христианского храма. Все возмутились, Папа написал письмо и пригрозил отказом от поездки, а местные церкви и монастыри забастовали и перестали принимать туристов. Исламисты согласились несколько снизить высоту минаретов, но заложили мечеть и устроили круглосуточные пикеты. Я видел, как человек сто или более, отбросив тапки, молилось на этой площади, а кругом развивались зеленые знамена ислама. И это все лояльные граждане страны. Евреи же говорят, что власти всегда уступают арабам.
В итоге мы увидели древнюю страну со своими современными противоречиями и проблемами. А самое большое впечатление произвели мозаичный пол IV века н.э. в Храме умножения хлебов и рыб на Галилейском море, на котором изображены великолепные многоцветные павлины, и изумительный вид на Галилею и Голаны с балкона павильона на горе Блаженства.

В начало текста

К архиву текстов и фотографий


Карта сайта