ФРАНЦИЯ. ПАРИЖ - ГОРОД МУЗЕЕВ

15 - 22 июля 2001 г.

paris.pdf (105025 байт) - текст в формате PDF

(для сохранения на Вашем компьютере перейдите на страницу с файлом PDF и нажмите CTRL+S или SHIFT+CTRL+S, для печати - CTRL+P)

К архиву текстов и фотографий

В конец текста (на карту сайта)

"Париж - город музеев" - это название туристической программы, которую я выбрал при покупке тура во Францию. Отличительной чертой этой программы является проведение принимающей фирмой 12 обязательных экскурсий по Парижу и ближайшим окрестностям, а также предоставление т.н. музейной карты на три дня, позволяющей в этот период посещать бесплатно и без очереди около 70 государственных и муниципальных музеев. Выбор программы, как оказалось, имел существенное значение, так как другая распространенная программа "Париж классический", кто бы мог подумать, имеет меньшее количество экскурсий и не предоставляет музейной карты. Конечно, можно получить любой набор туристских услуг, но уже за дополнительную плату.
Само туристическое обслуживание - некий производственный процесс, который организует фирма. Выглядит это так. 15 июля в Париж из разных стран (России, США, Армении и др.) разными рейсами прибывают русскоязычные туристы, которые приобрели в своих странах у разных фирм путевки с разными программами и разными наборами дополнительных услуг. Всех встречают и размещают в отелях, находящихся примерно в одном районе Парижа. Всем раздают программу обязательных и дополнительных услуг с расценками. Сюда входят неоплаченные ранее экскурсии в городе, выезды в различные регионы Франции в свободное от основной программы время (Диснейленд, Нормандия, Ницца и пр.) и вечерние развлечения в Мулен Руж, Лидо или Крейзи Хорс (с ужином и без). Все уточняют время мероприятий, платят дополнительные деньги (лучше в долларах), и можно начинать.
Утром надо являться в условное место (мы собирались на ступенях Оперы), садиться в ожидающий автобус и вместе с экскурсоводом отправляться в путь. Экскурсоводов работает параллельно несколько. Кто переселился из России сам, а кто и родился во Франции (приехали из России родители), но все имеют историческое или другое гуманитарное образование и соответствующие сертификаты. Наш поток обслуживало одновременно 3 экскурсовода, а принимали, расселяли и провожали еще какие-то люди. Через неделю все разъезжаются в соответствии со своими планами: кто домой, а кто остается еще на неделю в Париже, едет отдохнуть на неделю в Ниццу, Лондон, Брюссель или в Стокгольм.
Меня разместили в отеле "Европа - Льеж", что было определено еще в Москве, так как при въезде во Францию пограничнику надо предъявить не только въездную визу, но и подтверждение о броне номера для проживания. Мой отель был расположен в 8-ом районе Парижа (район вблизи церкви Мадлен). Включение в название отеля слова "Европа" связано с тем, что все улицы вокруг названы именами европейских городов. Я жил по адресу 8, rue de Moscou. Рядом располагались улицы Лондона, Рима, Петербурга, Бухареста, Льежа и Амстердама. Станции метро Рим и Льеж находятся на противоположных концах улицы Москвы, а станция Льеж практически рядом с отелем (однако, по парижским причудам она открыта до 8 вечера). Прогулка пешком до Оперы, на ступенях которой надо было быть ежедневно в 8ч 30м утра, занимала 15-20 минут, что можно считать - весьма близко. Отель оценивается 2-мя звездами. Одноместный номер имеет треугольную форму и оснащен туалетом, умывальником (4 полотенца), душем, феном, телевизором, телефоном, зеркальным шкафом и одним стулом. Небольшие трудности были связаны с использованием электрической розетки. Чтобы побриться, надо было отключить в углу на уровне пола настольную лампу. Само здание тоже в плане треугольное, с семью номерами на всех 5 жилых этажах. Буфет находится в подвале. Уровень обслуживания определялся классом В&В (Bed & Breakfast). В этом случае к стандартным круасанам с маслом и джемом полагалось еще что-то на шведском столе. Это что-то состояло из йогурта, крутых яиц, плавленых сырков и кукурузных хлопьев с молоком или компотом, но зато без ограничений. Всего вполне хватало, хотя хотелось еще бы мясной нарезки. Вот и все о прозе.
Теперь о Париже.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Париж оказался по-прежнему прекрасным. Как и 5 лет тому назад, пленяли широкие гармоничные бульвары, прекрасная архитектура, великолепные мосты через Сену и даже организованное движение лавины транспорта. Новинка - разъезжающие по городу полицейские на роликах. В отличие от прошлого 4-х дневного пребывания в Париже, у меня было достаточно времени для пешеходных прогулок, как организованных, так и самостоятельных. В программу входили обзорная экскурсия по городу, а также пешеходные экскурсии по Латинскому кварталу (набережная Вольтера, Сорбонна, Люксембургский дворец и сад) и по театральным раритетам (Опера, Пале-Рояль, Комеди-Франсез). Сам я побывал в достаточно удаленных от центра: Булонском лесу и в районе Дефанс - центре зеркальных небоскребов.
Сорбонна затеряна среди улиц города и не выделяется, ни величиной, ни архитектурой, и только торжественный дворик ректората с памятниками великим выпускникам оставляет впечатление.
Совсем другое дело - Гранд-Опера Шарля Гарнье (фамилия архитектора). Громадное здание, стоящее в центре площади и являющееся основанием одноименного проспекта, поражает богатством архитектурных украшений, лестниц, статуй и памятников музыкантам. Все выполнено из великолепного мрамора. Купол зала украшен современным плафоном кисти Марка Шагала, который и по цветовой гамме и по стилю контрастирует с оперным дворцом, что и задумывалось автором и заказчиком, министром культуры Франции, так как Париж всегда должен эпатировать публику. На голубом и розовом фоне любимые персонажи Шагала - ослики, петушки и парящие фигуры олицетворяют известные оперные спектакли. Сам Шагал изобразил себя в виде Царя Бориса Годунова в Шапке Мономаха с кистью в руке. В довершенье всего зал оперы имеет плохую акустику, и для оперных спектаклей построен новый театр, а здесь идут только балеты. Этим балетом и руководил до своей смерти Нуриев. Чтоб все это увидеть, надо выстоять очередь. Новая опера называется Опера Бастилия, так как построена на площади Бастилии и находится в громадном зеркальном строении.
Район Дефанс построен на оси Триумфальных арок (Лувр - Площадь де Голля - Большая арка, посвященная президенту Миттерану). Это район многоэтажных небоскребов свыше 200 метров высоты, принадлежащих банкам, фирмам и министерствам, и в солнечные дни своими зеркальными стенами заливает все светом, но я там был в дождь и ярких впечатлений был лишен. Вообще парижская неделя была дождливой и прохладной.
Лувр и Собор Парижской Богоматери мы посещали с Сашей в прошлый приезд, и новых впечатлений не возникло. Все великолепно, только бы народа поменьше. Когда в зале средней величины ведутся одновременно три экскурсии на разных языках, а сзади пристроилась без очереди группа японцев, сверх того, еще движется колясочник с сопровождающим, а дети вопят, то рассмотреть что-либо невозможно.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Но я предварительно составил свой план просмотра музеев, который полностью выполнил за счет свободного времени. Там народа иногда было существенно меньше.
Пантеон полностью не соответствовал моим представлениям. В этом бывшем соборе стены украшены историческими сценами, а пространство заполнено статуями на исторические темы. Крипта - подземелье - состоит из множества склепов, в некоторых есть захоронения, но много пустых. В общем склепе находятся захоронения Гюго и Золя, в другом супругов Кюри и т.д. В проходах между склепами установлены щиты, где описаны заслуги похороненных, их портреты, а иногда и карикатуры на них. Только Вольтер удостоился памятника, а парное ему захоронение Дидро - нет.
Собор Дома Инвалидов и могила Наполеона - апофеоз Наполеону. Собор заполнен захоронениями маршалов, а в центре - громадный саркофаг. Интересно, что Дом инвалидов - действующий. Там и сейчас живут человек 70 (одного видел в коляске у подъезда жилой секции), а было когда-то много тысяч человек. Чтобы там проживать, надо иметь два заключения: от Министерства обороны о выдающихся военных заслугах и от Социальных органов об отсутствии возможности проживания в семье.
Музей Родена - муниципальный музей, так как у Родена не хватило денег на покупку этого особняка. Там раньше селились приезжающие в Париж художники, как в общаге, и получали от хозяина дома студию. Родену город дал недостающую сумму под условие, что дом и все произведения, которые там окажутся после его смерти, будут принадлежать Парижу. Собрание получилось великолепным. Я старый почитатель Родена и получил громадное удовольствие. Парк тоже заполнен скульптурой. Здесь и Мыслитель, и Граждане Кале, и Бальзак. Шел дождь, а возможно даже и ливень.
Частные коллекции после смерти хозяев остаются у наследников или передаются государству. Я был в двух таких музеях. Первый - музей Коньяк-Же - расположен в старинном особняке и сохраняет собрание французской живописи XVIII века. Великолепные картины Фрагонара, Буше, Ватто, а также даже полотна Каналетто, Тиеполо и Рубенса могут украсить любой музей. Там же громадное собрание малых фарфоровых статуэток и старинная мебель. Все в образцовом состоянии, много народа, вход по музейной карте. Все это завещала чета Коньяк, портреты которой висят при входе в музей.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Другой музей - Мармоттан (тоже фамилия собирателей) и сегодня частная коллекция, состоящая из картин Клода Моне. Внушительный особняк на краю Булонского леса сохраняет великолепное собрание. Полуподвальные залы заполнены десятками великолепных "Кувшинок". Можно сесть и любоваться.
Музей Пикассо - это громадное собрание его произведений с 1908 года и до конца его жизни. Но работ из Испании молодого Пикассо-реалиста нет. Картин голубого и розового периода мало. Они находятся не во Франции. Полно представлен кубизм и далее. Интересны скульптуры и тканные панно и ковры. Много подаренных работ постимрессионистами.
В Центр Жоржа Помпиду, где находится Национальный музей современного искусства, я шел, чтобы увидеть здание современного конструктивизма, и сначала коллекция не произвела на меня особого впечатления. Этаж вдоль разделен на две части. С одной стороны стоят такие произведения, как, например, рояль, зашитый в мешковину, или статуя красного бегемота в натуральную величину. С другой стороны здания различные достижения инженерного дизайна. Но следующий этаж был действительно посвящен искусству. Здесь висят полотна Пикассо, Дали, Матисса, Леже, Ларионова, Кандинского и великолепный парящий Шагал. Неожиданно получил удовольствие.
Совершенно самостоятельное впечатление от Музея искусства и истории евреев (иудаизма). Музей действительно в своей первой части посвящен истории искусства. Представлены великолепные серебряные подсвечники, миноры, хануккии, старинные свитки, книги, графика, макеты древних синагог. Вторая половина посвящена депортации евреев из Франции в 1939 году и выставке произведений художников, погибших в результате депортации. Музей не связан с религией, и в нем много народа. Он хорошо оборудован, есть радио-гиды (на русском языке - нет), печатные издания. При входе висит благодарность Помпиду, принявшему участие в создании музея.
Кроме того, я не смог пропустить Музей искусства Азии. В Париже есть отдельные музеи искусства арабского востока, Африки, Океании и, естественно, Азии. В музее на разных этажах размещены залы, посвященные Афганистану, Непалу, Индии, Пакистану, Корее, Вьетнаму, Японии и пр. Практически нет Средней Азии. Но Китаю посвящено почти три этажа. Все это разделено по разделам: Археология (с 5 тысяч лет до н.э.), Буддизм в Китае, Классический Китай, Китай эпохи Царств. Кроме статуэток и фарфора выставлены изумительные картины и свитки с текстами, лаковые ширмы и мебель. Очень интересна коллекция из Японии. Представлены, например, ручки от самурайских мечей и те самые кошельки-сумки, которые пристегивались при помощи нэцкэ. И все это выглядит изумительно. У нас, в Москве, такой коллекции в музее нет.

В начало текста

В конец текста (на карту сайта)

Много места в программе было уделено пригородам Парижа и долине Луары. Мы посетили Дворцы Фонтенбло и Версаля, а также три замка на Луаре и ее притоке - реке Шер (Шенонсо, Шамбор и Мен). Поездка в замки для меня была дополнительной. Строительство и жизнь замков связаны с многочисленными Генри, Луи и Францисками, а также с их женами и любовницами. Я в них всегда путаюсь, поэтому все воспринимал не в историческом аспекте. Но и без этого, архитектура, мебель, живопись, парки весьма интересны. В прошлый приезд мы только гуляли в парке Версаля, а теперь только осмотрели дворец. Дойти до дворцов Трианона уже времени не было. И так все время.
Самое большое впечатление от замка Шенонсо. Во-первых, он стоит над водой, так как архитектор в XVI веке использовал фундамент более старинной мельницы. Это придает сооружению совершенно небывалый вид. Все окружено великолепными парками, которые возводили, владевшие замком дамы: Диана де Пуатье и Екатерина Медичи. Во-вторых, картины, которые можно увидеть в замке, достойны музея самого высокого уровня: Мурильо, Тинторетто, Иорданс, Веронезе, Сурбаран, Рубенс, Пуссен и все представлены несколькими полотнами. И в завершение - великолепный автопортрет Ван Дейка. А еще и резьба по мрамору, фламандские гобелены XVI века. С ума сойти. А в третьих, замок связан с современной историей. Во время Второй мировой войны граница между районами, оккупированными немцами и принадлежащими правительству Виши, проходила по реке Шер. Все мосты были взорваны, и только через галерею замка, расположенную над водой, можно было попасть в свободную зону (конечно за большие деньги).
В темнице замка Мен был заключен поэт Франсуа Виньон.
Музеи, дворцы и замки, принадлежащие частным лицам, находятся в идеальном состоянии. Все реставрировано, имеются описания на всех языках. Во Франции принят закон, согласно которому лица, предоставляющие свою собственность для просвещения и культуры, имеют большие налоговые льготы, но могут использовать прибыль от этой собственности только на ее развитие. Так как это обычно люди состоятельные, то они содержат музеи и замки великолепно.
Но машина туристского бизнеса работает и вокруг музеев. Так, например, рядом с Лувром расположена привычная для нас столовая самообслуживания, где народа уйма, столики притиснуты друг к другу, а процедура питания упрощена до предела. Берешь поднос и молча набираешь свой обед, закуску, выпивку и десерт. Система цен унифицирована. Все горячие блюда 48 франков (примерно 6.5 доллара). Обед обходится около 100 франков. Быстро, чисто, чувствуешь плечо соседа. Конечно, можно и сходить в ресторан, но дольше и дороже.
Из дополнительных развлечений я выбрал Мулен Руж. Представление очень музыкальное, ритмичное и яркое. Великолепные костюмы (у женщин костюм - это юбка или перья всех цветов, а верх прикрыт чем-то вроде гирлянды бус). Кроме танцовщиц (конечно, обязательный канкан) выступают силовые акробаты, чревовещатель и пони. Я сидел рядом с известной картиной Тулуза-Лотрека "Женщина с бородой". Кроме представления полагается бутылка шампанского на двоих (столик на 8 человек - бутылок 4), но заказать что-либо к шампанскому нельзя. Столько народа, что официанту не пройти. Но все равно впечатляет.
Русскоязычная публика самая разная. Молодежь и пенсионеры, с детьми и внуками, одиночки и пары. Многие, как и я, в Париже не впервые (обычно второй раз). Культурный уровень тоже разный. Кто-то настойчиво называл Луару Лаурой, а многие, мне на зависть, разбирались в многочисленных Луи. Пожилой американец интересовался, не разбойник ли Путин, а деловой русский из автобуса уточнял по телефону цены на что-то.
За 8 дней получил максимум удовольствий и вернулся домой на заслуженный отдых.

В начало текста

К архиву текстов и фотографий


Карта сайта