УКРАИНА

КИЕВ и ДРУГИЕ ГОРОДА


Киев, 1946, 1966, 1971, 1972, 1977, 1979, 1981, 1996
В Киев в 1946 году я прилетел папой. Интересны обстоятельства этой поездки. По заданию правительства Украины институт, где работал папа, запроектировал современную ветряную мельницу для послевоенной деревни. Мельница должна была не только молоть зерно, но и обеспечивать деревню электроэнергией. Папа был главным инженером этого проекта и возил его показывать Н.С.Хрущеву, который лично принял папу. Когда мельницу построили, то по указанию Хрущева в Киеве состоялось совещание, где анализировался опыт ее эксплуатации. Папа в эту поездку взял меня. Жили мы в центральной гостинице в номере, где перед нами жила иранская шахиня Сорейя, а с нами жил профессор Владимир Петрович Ветчинкин, один из организаторов легендарного ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), специалист по аэро-, ветро- и ракетным двигателям. Он был одним из немногих, в то время, лауреатов Сталинской премии (ходил с лауреатским знаком). Мы вместе на машине ездили смотреть папин ветряк. В машине я сидел у Ветчинкина на коленях, и он мне показал на раскаленном солнцем шоссе настоящие миражи - лужи воды.
В 1946 году Киев был еще сильно разрушен, а развалины разбирали пленные немцы. Особо много развалин было на месте Крещатика. Мы гуляли по городу. Папа мне показал исторические руины - Золотые ворота средневековой киевской крепости 11 века.
После этого в Киев я приезжал много раз и по делам (1966 - на конференцию, 1972 - на семинар, 1971, 1979, 1981 - по работе, то согласовывать какие-то проекты, то участвовать в каких-то совещаниях) и на отдых (1977 - проездом на туристическом поезде, 1996 - стартовали отсюда до Одессы по Днепру и Черному морю на теплоходе).
В 1966 году я был на конференции по теории инвариантности (неизменности чего-либо при изменении окружающих физических условий), созванной впервые после реабилитации проф. Г.Щипанова, поднявшего эту проблему в 1939 году, а потом отправленного за идеализм в науке в ГУЛАГ. Академик Б.Н.Петров посвятил этому ученому вступительную речь. При этом присутствовала дочь профессора, которой вручали цветы, а он сам из лагерей не вернулся.
Киев очень красив. Но мне больше нравится не торжественная главная улица - Крещатик (развалины которой я видел когда-то), а уютная Владимирская улица, где стоят прекрасные особняки. Конечно, я неоднократно был в Киево-Печерской лавре, Владимирском соборе, Андреевской церкви. Был у памятника в Бабьем Яре.

Канев, 1996
Во время круиза по Днепру мы останавливались в Каневе (1996). Это небольшой порт на Каневском водохранилище. Хотя этот городок близко от Киева, но это уже Черкасская область. Много зелени и очень красиво. Здесь музеи и могилы великого поэта Т.Г.Шевченко и писателя А.П.Гайдара.
Харьков, 1961, 1967, 1975
В 1961 и 1967 годах я был в Харькове в командировках, связанных с контролем температур и управлением высокотемпературными печами. В 1975 году мы семьей проезжали через город на туристическом поезде на Кавказ.
Ничего интересного кроме центра с памятником Т.Г.Шевченко не запомнил.
А еще в Харькове жил мой дядя, папин двоюродный брат, которого надо было навестить. Поэтому прогулку по городу всегда надо было совместить с визитом.
Запорожье, 1961, 1971, 1991-92, 1996
В Запорожье я всегда приезжал по делу, и только в 1996 году мы останавливались здесь, плывя на теплоходе по Днепру к морю, из Киева в Одессу.
В 1961 году меня отправили в Запорожье на завод в ознакомительную командировку, как молодого специалиста. Это была первая моя служебная командировка. Начальство дало мне кое-какие поручения, так как мы там вели проектные работы. Удивился я сразу, как только вышел из вагона поезда. Наш проект разрабатывался для какого-то секретного номерного объекта, и что там производят, было большим секретом. Но, когда я стал искать трамвай, который довез бы меня на место, то увидел, что конечная остановка маршрута моего трамвая называется "Титановый". Секрет оказался давно раскрытым.
Город в той части, где я тогда жил был новым и пустынным. Машин на широких улицах практически не было. Это был типичный (или типовой) город металлургов. До этого я такой город видел под Москвой в Электростали. Чтобы попасть в этот район из старого центра, надо было долго ехать на трамвае мимо металлургических заводов. Вдоль дороги стояли огромные домны металлургического комбината, потом пошли горы боксита - сырья алюминиевого завода и т.д. И это было очень интересно. Бульдозеры, которые ползали по этим горам, казались крохотными букашками. А в старом городе можно было дойти до уже восстановленной после войны плотины Днепрогэса. Вторая очередь ГЭС еще построена не была.
В 1971 году я туда же съездил во второй раз и доложил на каком-то семинаре содержание своей диссертации.
В 1991-92 годах к нам обратился Запорожский резинотехнический завод с просьбой внедрить у них разработанную нами систему управления производством. Начались регулярные поездки в Запорожье. Ездить пришлось примерно раз в квартал. Жили мы в хороших условиях в гостинице "Интуриста", где в стоимость номера входила стоимость завтрака. А со всем остальным было сложнее. Украина стала самостоятельной страной, со своей валютой. Это время было периодом всеобщего упадка. Например, чтобы никто не мог тратить не заработанные честно деньги, были введены денежные талоны, которые выдавали одновременно с зарплатой. Чтобы поесть, надо было заплатить за суп деньги и отдать в кассу талоны на ту же сумму. Командированные из России таких талонов не имели и могли покупать продукты только на рынке или питаться в ресторане при гостинице. Поесть в заводской столовой без таких талонов было нельзя. Поэтому директор завода при каждом нашем приезде давал указание главному бухгалтеру выдать нам несколько листов талонов. Мы за них не расписывались. Как это оформлялось неизвестно. Кончилось все печально. Завод фактически обанкротился, за работу нам не заплатили.
В 1996 году мы попали в Запорожье, как туристы. Теперь мы были богатые гости. Нас возили, кормили, развлекали. Мы поехали на остров Хортица, где когда-то находились курени казацкой вольницы. Теперь там устраивают показательные выступления казаков: скачки, вольтижировка, рубка лозы.
Херсон, 1977, 1996
В 1977 году мы приехали в Херсон туристическим поездом, а в 1996 - туристическим теплоходом. В городе осмотрели церкви, старинный арсенал. Во второй раз, когда мы приплыли, то почему-то стояли у причала и ничего не видели. Кажется, было нарушено расписание.
Черновцы, 1977
В Черновцы мы попали на туристическом поезде во время поездки по Украине и Закарпатью. Запомнился Черновицкий университет, открытый в 19 веке. Он размещается в здании, внешне напоминающем средневековый замок. Еще нас возили по партизанским местам, связанным с отечественной войной.
Северодонецк, 1972
В Северодонецке я был в командировке в институте вычислительной техники. Я увидел небольшой город в степи, жилая часть которого состояла из кирпичных 4-5 этажных домов. Граница между жильем и степью была застроена сарайчиками и самодельными гаражами. Гуляя по улицам после работы, можно было за вечер его пересечь пару раз в разных направлениях. Химические заводы были построены где-то отдельно от жилья. Все было серо и пыльно, может быть потому, что я был там поздней осенью или в начале зимы.
Светловодск, Александрия
В 1967 или 1968 году мы поехали в командировку на местный завод чистых металлов. Пока мы проектировали этот завод, город трижды поменял свое название. Сначала это был жилой поселок строителей Кременчугской ГЭС на Днепре. Завод строили там, так как ему был нужен большой источник электроэнергии. В 1961 году Н.С.Хрущев приехал туда на открытие ГЭС, и к его приезду поселок был назван городом Хрущев, но ему это название не понравилось, и город быстро переименовали и назвали - город Кремгэс. Это название тоже не прижилось и в 1969 году появилось новое название - Светловодск.
Город в то время был еще молодым, гостиницы практически не было, и нам открыли пустующую виллу кого-то из начальников бывшего строительства ГЭС. Ходили смотреть водохранилище. В то время вода была зеленой, так как там поселились какие-то зеленые водоросли.
Железной дороги там не было (как сейчас не знаю). Туда мы ехали через Харьков, а обратно домой - через Киев. В киевский поезд мы сели в Александрии, куда добирались на автобусе, и где, добиваясь покупки билетов и, ожидая поезд, пробыли целый день. Это старый промышленный и угледобывающий центр. Запомнился только местный ресторан, где мы вечером не то обедали, не то ужинали. Там играл оркестр из трех музыкантов - две пожилые женщины и слепой мужчина. Кругом за столиками пили водку. Никто не танцевал.

К архиву текстов и фотографий

К списку стран

Украина


Карта сайта